Маркировка обуви в системе «Честный знак»
В июле 2019 года Правительство РФ издало Постановление №860, которым вводится обязательная маркировка обуви.
По новым правилам участники рынка должны отчитываться о любых проведенных операциях с такими товарами в специальной системе мониторинга — «Честный знак». Цель — отследить движение продукции на протяжении полного жизненного цикла и не допустить в продажу контрафакт. К 01.07.2020 производство, ввоз в страну и реализация обуви без соответствующих знаков запрещается. Еще два месяца отводится на маркировку изделий, оставшихся непроданными.
Данный проект — это не просто очередная наклейка на коробке или подошве обувной пары, а кардинальное изменение бизнес-процессов. В систему вовлекается широкий круг участников рынка: от фабрик и торговых сетей до производителей оборудования и разработчиков программного обеспечения. Специалисты компании «Бизнес-ИНФО» уже помогли многим клиентам наладить работу по маркировке обуви, в том числе:
организовать электронный документооборот;
подготовить необходимое оборудование;
завести личный кабинет в базе «Честный знак»;
сформировать и нанести коды на продукцию;
выполнить другие задачи в зависимости от вида деятельности.
Схема работы
На первом этапе производитель или импортер регистрируется на сайте системы, получает уникальные коды и клеит их на товар. В момент отгрузки знаки с поставляемой партии сообщаются дистрибьютору (передается универсальный передаточный документ — УПД). После сверки полученной информации с фактическим наличием обуви акт утверждается. Приемка товара розничными магазинами от оптовиков выглядит аналогично. И, наконец, кассир, который отпускает товар покупателю, сканирует код, после чего он выбывает из оборота и снимается с контроля.
Принципы маркировки обуви в «Честном знаке»
Система формирует уникальные обозначения для каждой единицы товара — двумерные коды Data Matrix. Они представляют собой набор символов:
14 цифр
по международной классификации GTIN.
13 знаков
серийный номер, который создается индивидуально для конкретного товара участником оборота либо оператором системы.
4 плюс 88 цифр
это проверочные ключ и код, сгенерированные на сайте системы.
Полученная маркировка не должна оказаться слишком маленькой. Рекомендуемый размер — от 22 х 22 мм, но в большинстве случаев используется 25 х 25 мм. Чем она больше, тем проще считывается сканером, то есть позволяет ускорить обработку.
Наклейку, которая распечатана из базы «Честный знак», разрешается прикреплять как на упаковку, так и на саму обувь либо ярлык.
Каждый код Data Matrix обойдется в 50 копеек (НДС не включен). С 1 марта 2020 года указанная стоимость установлена для любой продукции. До указанной даты получить наклейки для остатков можно было бесплатно.
Требование о нанесении особого кода касается любых типов обуви. Для удобства в правилах указаны конкретные группы из общероссийского классификатора продукции (ОКПД2) и Товарной номенклатуры для внешнеэкономической деятельности.
Предусмотрены исключения, но только исходя из характера использования. Так, регистрироваться в системе «Честный знак» и получать специальные наклейки не придется, если это:
- обувь на временном хранении;
- конфискованная или взысканная продукция;
- образцы на продажу;
- изделия, предназначенные для официального использования.
Также новый порядок не распространяется на товары при таможенном транзите, при ввозе частными лицами для личного потребления, при продаже в точках duty free, а также произведенные в странах Евразийского экономического союза для экспорта.
Маркировка обуви через «Честный знак» выполняется до следующей операции с товаром:
1
Если это производство новой продукции, коды наносятся до передачи поставщику с территории фабрики.
2
При импорте в РФ:
• в случае ввоза товаров из государств ЕАЭС — до пересечения границы;
• продукция, которая поставляется из прочих стран, маркируется до начала таможенных процедур.
3
Наклейки на остатках должны появиться до продажи (или до даты, установленной на переходный период).
4
Если при возврате товара покупателем код оказался утраченным, следует заказать новую этикетку. Также нужно поступить при повреждении Data Matrix по другим причинам.
5
При приеме обуви от населения на комиссию — до продажи.
Порядок действий
В первую очередь нужно пройти регистрацию на официальном сайте системы.
Затем следует заполнить данные о продукции по предлагаемому шаблону:
После ввода информации предприятие получает доступ к устройствам, которые позволяют сгенерировать требуемое количество кодов. Уже готовые знаки хранятся в разделе сайта «Станция управления заказами», но не дольше 60 рабочих дней. Если некоторые так и остались невостребованными или были изначально изготовлены ошибочно, лучше их сразу списать.
Далее заказанные коды распечатываются. Для маркировки обуви можно использовать встроенные варианты наклеек из личного кабинета системы «Честный знак». Для вывода подходят как специализированные, так и обычные лазерные принтеры. Если необходимо оформить большой объем продукции, иногда выгоднее сотрудничать с типографией. Еще одно решение — качественная чековая лента и онлайн-касса с подходящим функционалом.
После этого остается прикрепить наклейки на товар. Лучше выбрать для этого ярлык с ценником или коробку. На подошве коды быстро сотрутся или будут удалены покупателем. В таком случае при возврате придется проводить перемаркировку, то есть нести дополнительные расходы.
Что потребуется для начала работы?
Чтобы войти в систему «Честный знак», а в дальнейшем своевременно сообщать данные об отгрузке, приеме или продаже промаркированной обуви, необходимо проверить наличие или заказать следующие реквизиты и оборудование:
Прежде всего, это усиленная электронная подпись. Подойдет только квалифицированный формат, который используется для передачи отчетности в контролирующие органы и государственные информационные базы. Если такая ЭЦП раньше не оформлялась, нужно заказать ее в удостоверяющем центре с допуском Минкомсвязи РФ.
- Придется присоединиться к электронному документообороту, для чего заключить договор с одной из уполномоченных организаций-операторов. После маркировки обувь будет передаваться между участниками оборота по электронным накладным из системы «Честный знак», поэтому без подключения к ЭДО не обойтись. Чтобы избежать проблем по обмену информацией между разными операторами, планируется ввести роуминг. Упростить этот процесс можно и другим способом — выбрать организацию, с которой сотрудничает поставщик.
- При розничной продаже будет нужна онлайн-касса с возможностью отражения кода Data Matrix в чеках.
- Для печати наклеек понадобится принтер.
- Товароучетная программа должна быть совместима с системой «Честный знак» (требуется дополнительная настройка или обновление).
- Необходимы сканеры, умеющие считывать штрихкоды формата 2D.
Когда нужно завершить маркировку?
Согласно последней редакции Постановления Правительства №860:
- система открыта для регистрации и внесения описания продукции — с 01.07.19;
- старт добровольной маркировки, в том числе остатков обуви по упрощенной процедуре, — 01.10.19.
Дата обязательного контроля оборота с регистрацией операций и запретом на продажу товаров без специальных наклеек перенесена с 1 марта на 1 июля 2020 года. Также сдвинут срок для продукции, которая будет оплачена до, а поступит на склады после 1 июля. Получить и наклеить коды на такие товары следует максимум до 1 августа (если это импорт) или до 1 сентября — по остальным.
Важно: также с 1 июля 2020 года предприниматели, которые занимаются розничной торговлей обувью, утратят право на большинство специальных налоговых режимов. ЕНВД или патент применять будет нельзя. Единственным приемлемым вариантом останется только упрощенная система (УСН).
За нарушение указанных сроков, то есть за отгрузку поставщику, ввоз в РФ, перевозку, хранение или продажу конечному потребителю без надлежащей маркировки виновных ожидают жесткие санкции:
Будет взыскан штраф:
- с компании — 50-300 тысяч рублей;
- с ответственного должностного лица — 5-10 тысяч;
- с гражданина — 2-4 тысячи.
Товар, не отраженный в системе отслеживания, конфискуют.
У бизнеса было несколько месяцев, чтобы подготовиться к введению нового порядка оборота обуви. Вы все сделали правильно, если приобрели или обновили оборудование, успешно прошли регистрацию в системе, заполнили описания на имеющиеся товары и наклеили на них сформированные коды. Если это не так, нужно успеть до 01.07.20. Дальше достаточно следить за наличием требуемой маркировки на каждой паре обуви, с которой предприятие совершает хозяйственные операции.
В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев